Поиск по сайту

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

Тамбовского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Правила пользования библиотекой Тамбовского филиала РАНХиГС  разработаны в соответствии с  Федеральным законом РФ «О библиотечном деле», «Примерными правилами пользования библиотекой образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения)» (Одобрено Центральной библиотечно-информационной комиссией Минобразования России. 2000 г.), Гражданским кодексом (ГК РФ, 4.1).

1.2. Общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки Тамбовского филиала РАНХиГС, права и обязанности библиотеки и пользователей устанавливаются настоящими Правилами.

 

2. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

2.1. Право пользования библиотекой и информационными ресурсами предоставляется  студентам всех форм обучения, научно-педагогическим работникам и сотрудникам Тамбовского филиала РАНХиГС.

2.2. Студенты всех форм обучения, слушатели, научно – педагогические работники и сотрудники Тамбовского филиала РАНХиГС (далее - пользователи) для записи в библиотеку обязаны предоставить паспорт.

2.3. При записи в библиотеку пользователи должны ознакомиться с Правилами и подтвердить обязательства об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.

2.4. Пользователи библиотеки имеют право бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг:

- получать полную информацию о составе фондов библиотеки через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования;

- получать из фондов библиотеки для временного пользования в читальных залах и на абонементах любые издания;

- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

- получать документы по межбиблиотечному абонементу;

- продлевать срок пользования документами в установленном порядке;

- иметь доступ к информации о работе библиотеки и ее ресурсах, представленной на Web-сайте по адресу: tambov.rane.ru.

2.5. Пользователи имеют право:

- участвовать во всех мероприятиях библиотеки;

- высказывать свои мнения и суждения о деятельности библиотеки, вносить предложения по совершенствованию ее работы и по формированию единого библиотечного фонда

2.6. Студентам и учащимся других учебных заведений предоставляется право пользования  читальным залом и абонементом на основе договоров.

2.7. Пользователи обязаны:

- соблюдать Правила пользования библиотекой;

- бережно относиться к документам, полученным из единого библиотечного фонда;

- возвращать полученные документы в установленные сроки;

- не делать в книгах подчеркиваний и других отметок;

- не выносить документы из помещения библиотеки, если они не зарегистрированы работником библиотеки в читательском формуляре;

- не нарушать расстановки документов в фонде открытого доступа;

- не вынимать карточек из каталогов и картотек;

- не передавать читательский билет другому лицу и не пользоваться чужим читательским билетом;

- осуществлять доступ к ресурсам Интернет в библиотеке с помощью программного обеспечения, установленного на рабочих местах пользователей;

- не использовать доступ к Интернет в коммерческих целях, не распространять рекламную информацию;

- соблюдать сетевой этикет при общении с другими пользователями сети.

2.8. При получении книг, других произведений печати пользователи должны тщательно осмотреть их и при обнаружении каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю; в противном случае ответственность за порчу книг несет пользователь, взявший изданием последним.

2.9. При выбытии из вуза пользователи обязаны вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания.

2.10. Пользователи, допустившие утрату или неумышленную порчу документов, обязаны заменить их такими же документами или их копиями, признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены - возместить реальную рыночную стоимость изданий. Стоимость утраченных, испорченных документов определяется по ценам, действующим в современных рыночных условиях, (ст. 12,15 ГК РФ).

2.11. При нарушении сроков возврата документов, взятых во временное пользование, читатели могут быть лишены права пользования библиотекой на сроки, установленные администрацией (ст. 12, 330-331, ст. 334-360 ГК РФ).

2.12. Пользователи обязаны соблюдать Правила пользования библиотекой. Пользователи, нарушившие Правила или причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном Правилами, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством.

 

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ

 

3.1. Библиотека обслуживает пользователей в соответствии с Положением о библиотеке Тамбовского филиала РАНХиГС и настоящими правилами. Библиотека имеет право определять самостоятельно технологию записи пользователей.

3.2. Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию прав читателей, установленных пунктами 2.3, 2.4.3.

3.3. Библиотека имеет право:

- определять перечень платных библиотечно-информационных услуг, готовить проекты приказов директора об их стоимости и размере штрафа за нарушение Правил пользования библиотекой;

- определять условия и срок пользования документами;

- требовать от пользователя возвращения документов до окончания установленного срока пользования в случае необходимости;

- обслуживать пользователя только при наличии документа, удостоверяющего личность, и только после уплаты штрафа в случае нарушения Правил пользования Библиотекой.

3.4. Библиотека обязана:

- формировать Единый библиотечный фонд документов в соответствии с образовательными программами, реализуемыми в филиале академии, тематикой научно-исследовательских работ и обеспечивать его сохранность;

- предоставлять полную информацию о составе библиотечного фонда через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования;

- обеспечить пользователям возможность пользоваться всеми фондами библиотеки;

- оказывать пользователям помощь в выборе необходимых документов и в приобретении навыков пользования справочно-библиографическим аппаратом;

- информировать пользователей о причинах невозможности выдачи документов;

- информировать пользователей обо всех видах предоставляемых библиотекой услуг, популяризировать библиотечный фонд и предоставляемые услуги;

- выполнять библиографические справки, составлять библиографические списки литературы, проводить библиографические обзоры, организовывать книжные выставки и другие мероприятия в помощь научной и учебно-воспитательной работе;

- запрашивать документы по межбиблиотечному абонементу из других библиотек в случае отсутствия в фондах библиотеки изданий необходимых читателям;

- содействовать пользователям в получении доступа к современным информационным базам, в том числе к электронным библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий;

- совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание пользователей, внедряя передовые информационные технологии, расширяя перечень библиотечных услуг;

- осуществлять постоянный контроль своевременного возвращения в библиотеку выданных документов;

- проводить проверку и анализ использования документов единого библиотечного фонда;

- предоставлять пользователям информацию о своей деятельности по формированию и использованию единого библиотечного фонда;

- создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы пользователей.

 

4. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ

 

4.1. При заказе документов пользователи предъявляют документ, удостоверяющий личность, и при получении документов расписываются на книжном формуляре.

4.2. Число документов, выдаваемых в читальных залах, как правило, не ограничивается за исключением документов повышенного спроса.

4.3. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, документы, полученные по межбиблиотечному абонементу, документы повышенного спроса, периодические издания, неопубликованные материалы (диссертации, отчеты научно-исследовательской работы и т.д.) выдаются только для работы в читальном зале.

4.4. Электронные издания предоставляются библиотекой во временное безвозмездное пользование в помещениях библиотеки при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме (ч.4, ст. 1274, п.2 ГК РФ).

4.5. При входе в читальный зал с личными и библиотечными документами читатель должен предупредить об этом работника библиотеки.

4.6. Выносить литературу из читальных залов без ведома библиотекаря запрещено. В случае нарушения этого правила, читатели могут быть лишены права пользования библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки.

4.7. При работе в читальном зале не рекомендуется пользоваться мобильными телефонами.

 

5. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ С КОМПЬЮТЕРАМИ, РАСПОЛОЖЕНЫМИ В БИБЛИОТЕКЕ

 

5.1. Разрешается использовать ПЭВМ исключительно для образовательной и научной деятельности (работа с электронными изданиями; INTERNET; «Консультант Плюс» и другие поисковые системы; набор текста и таблиц; сохранение данных на дискету и другие накопители).

5.2. Перед началом работы на компьютере пользователь обязан зарегистрироваться в «Журнале учета пользователей».

5.3. При обнаружении неисправности в работе ПЭВМ, при подозрении на наличие вируса пользователь должен немедленно обратиться к сотруднику читального зала.

5.4. Не допускается:

- использование предоставленного компьютерного времени в развлекательных целях;

- выполнять действия, прямо или косвенно, направленные на нарушение нормальной работы оборудования;

- производить установку дополнительного программного обеспечения и изменять конфигурацию операционной системы компьютера, вносить изменения в файлы, не принадлежащие самому пользователю;

- записывать программы и файлы в корневой каталог;

- устанавливать и запускать игровые программы.

5.5. При нарушении правил пользователь немедленно отстраняется от работы и в дальнейшем не допускается к работе на ПЭВМ.

5.6. В целях оптимизации использования ПЭВМ время работы пользователя может быть регламентировано.

 

6. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ

 

6.1. Абонемент — форма индивидуального и группового обслуживания, осуществляющая выдачу документов на определенный срок и на определенных условиях.

6.2. Для заказа и получения изданий на абонементе, читатели предъявляют документ, удостоверяющий личность (паспорт, студенческий билет, зачетную книжку), и расписываются на книжном формуляре. При необходимости уточнения библиографических данных пользователи заполняют читательское требование.

6.3. Документы из библиотечного фонда выдаются на срок, согласованный работником абонемента с читателем, но не более чем на один семестр. Документы повышенного спроса выдаются в ограниченном количестве и могут быть затребованы библиотекой ранее установленного срока.

6.4. Читатель может получить единовременно на дом не более десяти экземпляров.

6.5. Не подлежат выдачи на дом редкие и ценные издания. В случае их выдачи с читателей взимается залог, сумма которого определяется администрацией библиотеки (ст. 334-360 ГК РФ).

6.6. Срок пользования документами может быть продлен, при отсутствии спроса со стороны других читателей.

6.7. Библиотекарь обязан систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных документов. Через 10 дней после назначенного срока возврата сотрудник напоминает читателю (письменно или по телефону) о необходимости возврата документов. Если документы не возвращены, то библиотека может применить административные меры:

- лишить права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок (ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле», ст. 12, 15,330 ГК РФ);

- перевести читателя на обслуживание только в читальном зале;

- применить штрафные санкции, размер которых определяется в административном порядке.